ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ 3

Логические уровни. Краткая история. Часть 3

Неврологические уровни и нервная система

В 1988 году я закодировал эту концепцию как модель "нейрологических уровней", которая связывает уровни обработки Бэйтсона с нервной системой. Сам Бейтсон (Шаги к экологии разума, 249-250) утверждал, что иерархия, формируемая различными уровнями обучения, будет соответствовать "иерархиям структуры (схемы), которую мы можем, и даже должны найти в мозге". Он утверждал, что "мы должны ожидать классификации или иерархии нейрофизиологических структур, которые будут изоморфны различным уровням обучения". Концепция нейрологических уровней предполагает, что различные логические уровни являются функцией различных типов неврологической организации и мобилизуют последовательно более глубокие обязательства нейрологических "схем".

Уровень неврологии, который мобилизуется, когда человек сталкивается с вызовом на уровне миссии и идентичности, например, гораздо глубже, чем уровень неврологии, который требуется, чтобы переместить его или ее руку. Чтобы ощутить окружающую среду, человек может пассивно регулировать свои органы чувств. Чтобы действовать в определенной среде, человек должен мобилизовать больше своей нервной системы. Чтобы скоординировать эти действия в сложной последовательности, такой как танец или вождение автомобиля, человек должен использовать еще больше нервной системы. Формирование и проявление убеждений и ценностей о способностях, поведении и окружающей среде требует еще более глубокой вовлеченности нервной системы (в том числе связанной с сердцем и кишечником). Чувство собственного "я" возникает из полной мобилизации нервной системы на всех остальных уровнях. В целом, более высокие уровни процесса мобилизуют более глубокую вовлеченность нервной системы.

Конкретная окружающая среда состоит из таких факторов, как тип внешней среды, погодные условия, питание, уровень шума и т.д., которые окружают человека или группу. Неврологически наше восприятие окружающей среды связано с информацией, поступающей от наших органов чувств и периферической нервной системы. Например, чтобы воспринимать конкретную среду, человек смотрит на нее глазами, чтобы увидеть какие-либо соответствующие объекты, слушает ушами, чтобы услышать значительные звуки, вдыхает запахи через нос и чувствует температуру воздуха на своей коже. Человек также вносит множество тонких и бессознательных корректировок для поддержания равновесия, реагирует на изменения интенсивности света и звука, приспосабливается к перепадам температур и т. д. Таким образом, периферическая нервная система по существу передает информацию, связанную с окружающей средой, в головной мозг и из него. Он отвечает за возникновение ощущений и чисто рефлекторных реакций.

Поведение относится к конкретным физическим действиям и реакциям, посредством которых мы взаимодействуем с окружающими нас людьми и окружающей средой. Неврологически наше внешнее поведение является результатом активности наших двигательных систем (пирамидальной системы и мозжечка). Нерефлексивное поведение включает в себя психомоторную систему, более глубокий уровень неврологии, чем органы чувств. Психомоторная система координирует наши физические действия и сознательные движения.

Способности связаны с ментальными стратегиями и картами, которые люди разрабатывают, чтобы управлять своим конкретным поведением. Некоторые формы поведения являются просто рефлексивными реакциями на внешние стимулы, однако большинство наших действий таковыми не являются. Многие из наших моделей поведения происходят из "ментальных карт" и других внутренних процессов, источник которых находится в нашем сознании. Это уровень переживания, который выходит за пределы нашего восприятия непосредственного окружения. Например, вы можете внутри себя представить картинки вещей и событий, которые не относятся к конкретной комнате, в которой вы находитесь. Вы можете вспомнить разговоры и события, которые происходили много лет назад. Вы можете представить себе события, которые могут произойти через несколько лет. Поведение без какой-либо внутренней карты, плана или стратегии, чтобы направлять их, подобно реакциям коленного рефлекса, привычкам или ритуалам. На уровне способностей мы способны выбирать, изменять и адаптировать тот или иной класс поведения к более широкому набору внешних ситуаций. Таким образом, "способность" предполагает овладение целым классом поведения - то есть знание того, как делать что-то в различных условиях. С неврологической точки зрения, развитие когнитивных способностей является функцией обработки более высокого уровня в коре головного мозга. Именно в коре головного мозга (или сером веществе) сенсорная информация представлена в виде ментальных карт, связанных с другими ментальными представлениями или собранных вместе в воображении. Этот тип обработки обычно сопровождается полубессознательными микродвижениями, или "сигналами доступа" (движения глаз, изменение частоты дыхания, незначительная регулировка осанки , изменение тона голоса и т. д.).).

Ценности и убеждения связаны с фундаментальными суждениями и оценками о нас самих, других людях и окружающем мире. Они определяют, как событиям придается смысл, и лежат в основе мотивации и культуры. Наши убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет определенные способности и поведение. Убеждения и ценности связаны с вопросом "почему?"

Неврологически убеждения связаны с лимбической системой и гипоталамусом в среднем мозге. Лимбическая система была связана как с эмоциями, так и с долговременной памятью. Хотя лимбическая система во многих отношениях является более "примитивной" структурой, чем кора головного мозга, она служит для интеграции информации из коры и регулирования автономной нервной системы (которая контролирует основные функции организма, такие как частота сердечных сокращений, температура тела, расширение зрачков и т. д.). Поскольку убеждения порождаются более глубокими структурами мозга, то они вызывают изменения в основных физиологических функциях организма, которые отвечают за многие из наших бессознательных реакций. Фактически, один из способов, которым мы знаем, что действительно верим во что-то, заключается в том, что это вызывает физиологические реакции: это заставляет наше "сердце биться", нашу "кровь кипеть" или нашу "кожу покалывать" (все эффекты, которые мы обычно не можем произвести добровольно). Именно так функционирует полиграф, чтобы определить, лжет ли человек или нет. Люди проявляют иную физическую реакцию, когда они верят в то, что они говорят, чем когда они неправы или неконгруэнтны.

Именно тесная связь между убеждениями и более глубокими физиологическими функциями создает для них возможность оказывать столь мощное влияние на здоровье и исцеление (как в случае с эффектом плацебо). Поскольку ожидания, порожденные нашими убеждениями, влияют на нашу глубинную неврологию, они также могут производить значительные физиологические эффекты. Это иллюстрируется примером женщины, которая усыновила ребенка, и поскольку она считала, что "матери" должны были обеспечивать молоком своих детей, на самом деле начала кормить грудью и давала достаточно молока, чтобы кормить грудью своего приемного ребенка!

Уровень идентичности связан с нашим чувством того, кто мы есть. Именно наше восприятие своей идентичности организует наши убеждения, способности и поведение в единую систему. Наше чувство идентичности также относится к нашему восприятию самих себя в отношении более крупных систем, частью которых мы являемся, определяя наше чувство "роли", "цели" и "миссии". В нашей неврологии наша идентичность может быть связана с нашей нервной системой в целом и, вероятно, включает в себя глубокие структуры мозга, такие как ретикулярная формация. Ретикулярная формация — это большая группа клеток глубоко внутри ствола головного мозга. Волокна из этой области проецируются через таламические ядра к большим ассоциативным областям в коре головного мозга. Ретикулярная формация является регулятором состояния настороженности, ее разрушение на уровне среднего мозга приводит к состоянию комы. (Напротив, большие участки коры головного мозга могут быть разрушены без потери сознания.)

Идентичность также физиологически связана с иммунной системой, эндокринной системой и другими глубокими жизнеобеспечивающими функциями. Таким образом, изменение или трансформация личности может иметь огромное и почти мгновенное влияние на физиологию человека. Медицинские исследования людей с множественными личностями (Putnam 1984) показывают, что заметные и драматические изменения могут произойти, когда человек переключается с одной идентичности на другую. Например, паттерны мозговых волн для разных личностей обычно совершенно различны. Некоторые люди с множественными личностями носят несколько разных пар очков, потому что их зрение меняется с каждой идентичностью. В других случаях, люди имели аллергии в одной личности и не имели в других. Один из наиболее интересных примеров физиологических изменений с различными идентичностями — это женщина, поступившая в больницу с диабетом, которая "ставила в тупик своих врачей, показывая отсутствие симптомов болезни в те моменты, когда проявлялась личность, которая не была диабетиком. (Goleman, 1985).

Духовный уровень переживания связан с нашим ощущением себя частью чего-то, на очень глубоком уровне, находящегося за пределами нас самих. Это осознание того, что Грегори Бейтсон называл "узором, который соединяет" все вещи вместе в более крупное целое. Мы, как индивидуумы, являемся подсистемой этой более крупной системы. Наше переживание этого уровня связано с нашим чувством смысла и миссии в жизни. Это происходит от постановки вопросов: "во имя чего? ради чего?" Это тот уровень, который, как я полагаю, указывал Бейтсон, когда он ссылался на обучение IV.

С точки зрения неврологии, процессы духовного уровня имеют отношение к некоему типу "общего поля" между нашими собственными нервными системами и системами других людей, образуя тип более крупной, коллективной нервной системы. Результаты этого взаимодействия иногда называют групповым "разумом", групповым духом или коллективным бессознательным. Это поле также включает в себя "нервные системы", или сети обработки информации других существ, и даже нашу окружающую среду.

Как это описал Бейтсон:

Индивидуальный разум существует, но не только в теле. Он существует в путях и сообщениях вне тела; и есть большой Разум, в котором индивидуальный ум является только подсистемой. Этот более крупный Разум сравним с Богом и, возможно, именно это люди подразумевают под словом "Бог", но проявляется и существует в общей взаимосвязанной социальной системе и планетарной экологии. (Шаги к экологии разума, 1972)

Было высказано предположение, что этот уровень переработки и изменения влияют на нашу окружающую среду и нас самих через то, что Руперт Шелдрейк назвал "морфогенетическими полями". Он часто используется для объяснения явлений, которые включают в себя действие на расстоянии, такие как исцеление через молитву и эффекты "сотой обезьяны"; то есть ситуации, в которых изменение части популяции стимулирует изменение другого члена популяции или группы в целом, без какого-либо прямого физического контакта.

Таким образом, неврологические уровни состоят из следующей "иерархии" нейрофизиологических структур:


Первыми книгами, в которых официально упоминалась эта формулировка логических уровней были "Изменение убеждений с помощью НЛП" и "Убеждения: пути к здоровью и благополучию", опубликованные в 1990 году.

Модель логических уровней продолжала развиваться и обогащаться, и стала основой многих современных процессов и методов НЛП. В моей книге "От коуча к Пробудителю" (2003) эта модель применяется в качестве основной дорожной карты для процесса личного коучинга. НЛП II: следующее поколение дает углубленное описание модели нейрологических уровней и ее связи с теорией множеств, математической теорией групп, иерархическими уровнями, уровнями абстракции Кожибского, логическими типами Рассела, понятием "холонов" и "холархии" Артура Кестлера (также использованным Кеном Уилбуром) и простым "разделением".

Автор: Роберт Б. Дилтс


_________________________

Часть 1 (начало) здесь

Часть 2 (продолжение) здесь






Заказать обратный звонок

*

* - обязательные поля