ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ 2

Логические уровни. Краткая история. Часть 2

Развитие "нейрологических уровней"

Далее Бейтсон применил теорию логических типов в более широком смысле ко многим аспектам поведения и к биологии. Для него логическая типизация была "законом природы", а не просто математической теорией. Он утверждал, что ткань, состоящая из группы клеток, является другим логическим типом, чем отдельные клетки. Характеристики мозга не являются такими же, как у клетки мозга. Они могут влиять друг на друга через косвенную обратную связь, то есть функционирование и связи всего мозга могут влиять на поведение одной клетки мозга, а активность одной клетки мозга способствует общему функционированию мозга. Действительно, можно сказать, что клетка влияет на себя через остальную структуру мозга.

Бейтсон привил мне важность рассмотрения логических типов и уровней во всех аспектах жизни и опыта. И, поскольку я был подвержен этим идеям в то же самое время, когда я был вовлечен в НЛП, подход Бейтсона всегда был неотъемлемой частью моего понимания НЛП. Его представления о различных логических типах и уровнях обучения имели, по-видимому, особенно глубокое значение.

Например, в статье, которую я написал в ноябре 1976 года (опубликованной в журнале Roots of NLP, 1983), я попытался провести различие между логическими типами и логическими уровнями. Я живо помню, как обсуждал силу представлений Бейтсона о логических уровнях и логических типах с участником курса НЛП, который я преподавал в Осло, Норвегия, в 1986 году. Этот человек также был знаком с работой Бейтсона, и мы размышляли о глубокой важности логических типов и уровней обучения. Однако мы оба согласились с тем, что эти идеи не были применены в полной мере и прагматично, как это было возможно. Я помню, как сказал: "Да, кто-то действительно должен применять понятие логических уровней в более практическом повседневном смысле". Как только эти слова слетели с моих губ, я словно отдал себе приказ.

Я уже эмпирически знал, что существует важное различие между физическими действиями и поведением людей; более глубокими когнитивными представлениями и стратегиями, которые имеют место в их сознании. Также было очевидно, что процессы на поведенческом уровне отличаются от процессов на ментальном уровне. Например, связывание кого-то может помешать этому человеку физически отомстить, но не может помешать ему или ей продолжать планировать месть, а на самом деле, будет поощрять отомстить. Было также ясно, что развитие когнитивных способностей включает в себя иную динамику, чем просто физическое воздействие на кого-то. Например, моя работа с учебными стратегиями убедила меня в том, что гораздо более целесообразно обучать человека орфографии, обеспечивая эффективную стратегию правописания, а не просто наказывать его, когда он неправильно пишет слово.

Я также начал работать с убеждениями и системами верований людей. Когда я это сделал, стало очевидно, что они не были просто другим типом стратегии. Вместо этого они часто склонны действовать в соответствии с определенными стратегиями. То есть определенное убеждение может либо функционировать как мотивация, либо вмешиваться в разработку той или иной стратегии.

Это, по-видимому, соответствовало понятию Бэйтсона об "иерархии" логических уровней. Термин "иерархия" происходит от греческого hieros, что означает "могущественный, сверхъестественный или священный" и arche, что означает "начало" или "правило". Подразумевается, что уровни иерархии становятся все ближе и ближе к источнику или началу того, что является наиболее священным или могущественным. Эта импликация также привела к использованию термина иерархия для обозначения любого градуированного или ранжированного ряда, такого как "иерархия ценностей" человека или "иерархия реакций машины". Коннотация этого заключается в том, что эти элементы на вершине иерархии "приходят первыми" или "более важны", чем те, которые находятся на более низких уровнях.

Именно этот аспект иерархии впервые привел меня к выбору конкретных названий, которые я использовал для описания различных уровней в моей модели нейрологических уровней. Как и все ключевые отличия НЛП, эти названия не возникли в результате рационализации. В рамках своей работы по обучению НЛП я часто обучал участников семинаров использованию набора разработанных мной вербальных паттернов рефрейминга, известных как "фокусы языка". Это иные паттерны реакции на негативные заявления, сделанные о них другими. Я начал замечать, что некоторые типы утверждений, как правило, были более трудными для людей, чем другие, даже при том, что тип утверждаемого суждения был по существу таким же. Например, сравните следующие предложения:

Этот объект в вашем окружении опасен.
Ваши действия в этом конкретном контексте были опасны.
Ваша неспособность принимать эффективные решения опасна.
Ваши убеждения и ценности опасны.
Ты опасный человек.

Суждение, вынесенное в каждом конкретном случае, заключается в том, что нечто "опасно". Однако интуитивно большинство людей чувствуют, что "пространство" или "территория", подразумеваемые каждым утверждением, становятся все больше и больше, и с каждым утверждением ощущают возрастающее чувство эмоционального аффекта. Для того, чтобы кто-то сказал вам, что определенная поведенческая реакция была опасной, это совсем не то же самое, что сказать вам, что вы "опасный человек." Я заметил, что, если я держал суждение постоянным и просто подставлял термин для окружающей среды, поведения, способностей, убеждений и ценностей, а также идентичности, люди чувствовали себя все более и более оскорбленными или благодарными, в зависимости от положительной или отрицательной природы суждения.

Попробуйте сами. Представьте себе, что кто-то говорит вам каждое из следующих утверждений:

Ваше окружение (глупое / уродливое / исключительное / красивое).
То, как вы вели себя в этой конкретной ситуации, было (глупо/некрасиво/исключительно/красиво).
У вас действительно есть возможность быть (глупым/уродливым/исключительным/красивым).
То, во что вы верите и цените (глупо/некрасиво/исключительно/красиво).
Вы (глупый/уродливый/исключительный/красивый).

Опять же, обратите внимание, что оценки, заявленные в каждом заявлении, одинаковы. То, что меняется – это аспект личности, к которому относится данное утверждение.

Окружающая среда
Поведение
Возможность
Убеждения и ценности
Идентичность

Эта интуитивная чувствительность, казалось, отражала нечто фундаментально "нейролингвистическое" по отношению к этим утверждениям.

Эти различия стали еще более прочными, когда мне пришло в голову, что они соответствуют шести фундаментальным вопросам "W", которые мы используем, чтобы организовать нашу жизнь: где, когда, что, как (обратный вопрос "w"), почему и кто.

Окружающая Среда: Где? И когда же?
Поведение: Что?
Возможность: Как
Убеждения и ценности: почему?
Личность: Кто?

Именно осенью 1987 года я впервые применил эти ярлыки в общепринятом сегодня употреблении как " азбука НЛП":

а. Кто я есть (A) – идентичность
б. Во что я верю (Б) - убеждения и ценности
c. Что я могу (C) – способности
d. Что я делаю (Д) – поведение
e. Что меня окружает (E) – окружение



Модель Нейро-логических уровней НЛП

В современную Модель Нейро-логических уровней (Dilts, 1989, 1990, 1993, 2000, 2003) добавился еще один уровень. Согласно этой модели, существует шесть различных уровней, параллельных тем, которые определены Бейтсоном и которые влияют и формируют наши отношения и взаимодействия в мире:



Наиболее фундаментальным уровнем влияния на наши отношения и взаимодействия является общая среда – то есть когда и где происходят операции и отношения внутри системы или организации. Факторы окружающей среды определяют контекст и ограничения, в которых действуют люди. Окружающая среда организации, например, состоит из таких вещей, как географическое расположение ее оборудования, зданий и сооружений, которые определяют "рабочее место", дизайн офиса, завода и т.д. Помимо влияния, которое эти факторы окружающей среды могут оказывать на людей внутри организации, можно также изучить влияние и воздействие, которое люди внутри организации оказывают на их окружающую среду, и то, какие продукты или творения они приносят в окружающую среду.

На другом уровне мы можем исследовать конкретные формы поведения и действия группы или индивида, то есть то, что человек или организация делает в окружающей среде. Каковы конкретные модели работы, взаимодействия или общения? На организационном уровне поведение может быть определено в терминах общих процедур. На индивидуальном уровне поведение принимает форму определенных рабочих процедур, рабочих привычек или деятельности, связанной с работой.

Другой уровень процесса включает в себя стратегии, навыки и возможности, с помощью которых организация или индивид выбирает и направляет действия в своей среде, т. е. они генерируют и направляют свое поведение в определенном контексте. Для человека способности включают когнитивные стратегии и навыки, такие как обучение, память, принятие решений и творчество, которые облегчают выполнение определенного поведения или задачи. На организационном уровне возможности связаны с имеющимися инфраструктурами для поддержки коммуникации, инноваций, планирования и принятия решений между членами организации.

Другие уровни процесса формируются ценностями и убеждениями, которые обеспечивают мотивацию и руководящие принципы, лежащие в основе стратегий и возможностей, используемых для достижения поведенческих результатов в окружающей среде. То есть, почему люди делают вещи так, как они делают их в определенное время и в определенном месте. Наши ценности и убеждения обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет определенные способности и поведение. Ценности и убеждения определяют, как событиям придается смысл, и лежат в основе суждения и культуры.

Ценности и убеждения поддерживают чувство идентичности индивида или организации. То есть того, кто стоит за вопросом "почему", "как", "что", " где " и "когда". Процессы уровня идентичности включают в себя чувство роли и миссии людей в отношении их видения и более крупных систем, членами которых они являются. Идентичность можно рассматривать как состоящую из двух взаимодополняющих аспектов: эго и души. Эго ориентировано на выживание, признание и честолюбие. Душа ориентирована на цель, вклад и миссию. Харизма, страсть и присутствие появляются естественным образом, когда эти две силы находятся в равновесии.

Как правило, миссия определяется с точки зрения служения, выполняемого людьми в определенной роли по отношению к другим людям в рамках более широкой системы. Конкретная идентичность или роль выражается в терминах нескольких ключевых ценностей и убеждений, которые определяют приоритеты, которым должны следовать индивиды в рамках этой роли. Это, в свою очередь, подкрепляется более широким спектром навыков и возможностей, которые необходимы для проявления конкретных ценностей и убеждений. Эффективные возможности порождают еще более широкий набор конкретных форм поведения и действий, которые выражают и адаптируют ценности в отношении многих конкретных экологических контекстов и условий.

Есть еще один уровень, который лучше всего можно назвать духовным уровнем. Этот уровень связан с восприятием людьми более крупных систем, к которым они принадлежат и в которых они участвуют. Мы могли бы назвать этот уровень уровнем "Транс-миссии". Этот уровень связан с ощущением человеком того, для кого или для чего направлены его действия, обеспечивая чувство видения, смысла и цели его действий, способностей, убеждений и ролевой идентичности.

Способ, которым эти уровни взаимодействуют друг с другом, непосредственно параллелен уровням обучения Бэйтсона:

  • Конкретная поведенческая реакция на конкретный внешний стимул - это, по существу, рефлекс или привычка - обучение 0.
  • Корректирующие изменения в поведении для достижения определенного результата включают в себя подключение этого поведения к чему-то помимо внешних стимулов, к некоторой внутренней ментальной карте, плану или стратегии. Это включает в себя осуществление конкретного потенциала или разработку нового обучения I.
  • Развитие способностей стимулируется и формируется убеждениями и ценностями; которые выполняют функцию классификации и категоризации аспектов наших ментальных карт, поведения и окружающей среды и связывают их с эмоциями и другими мотивационными структурами - обучение II.
  • Изменения в убеждениях и ценностях предполагают установление связи с системой, выходящей за рамки этих убеждений и ценностей (идентичность), для которой они были созданы - обучение III.
  • Выход за пределы этой системы и соединение с более крупной "системой систем" (т. е. "полем" или "духом") было бы необходимо для достижения изменения внутри самой конкретной системы или идентичности - обучения IV.


Рис.4 Взаимосвязь уровней обучения Бейтсона с неврологическими уровнями

Каждый уровень функционирует путем интеграции и оперирования на уровне ниже него. Кластеры изменений или активности на любом конкретном уровне также будут влиять на уровень выше него. Рассмотрим следующие примеры:

Скорость автомобиля - это функция изменения расстояния, которое он совершает по отношению ко времени (в окружающей среде).

Толчок педали газа или тормоза автомобиля ногой – это поведение, которое изменяет его скорость.

Способность поддерживать ограничение скорости - это функция интеграции ментальной карты со своим восприятием, чтобы регулировать способ, которым человек использует свою ногу.

Соблюдение ограничения скорости является результатом оценки законов и веры в то, что есть последствия, если они не соблюдаются. Если человек не ценит ограничение скорости, он не будет поддерживать его, даже если он способен.

Быть "хорошим водителем" (идентичность) - это функция выравнивания всех из них.

Клавиши пианино, звук, который они производят, и заметки на странице нот находятся в окружающей среде.

Нажатие клавиши пианино одним пальцем - это поведение.

Воспроизведение музыки (визуальное чтение заметок и координация пальца для получения звуков в правильном порядке) – это возможность.

Оценка музыки - это функция убеждений и ценностей.

Вбирает все в себя личность музыканта.

Обратите внимание, что этот тип "иерархии" включает в себя больше, чем произвольное ранговое упорядочение элементов. В науке и математике, например, иерархия используется для обозначения ряда упорядоченных группировок людей или вещей внутри системы. Обычно эти группы имеют несколько вещей или одну вещь, вверху с несколькими вещами ниже друг друга, как перевернутая древовидная структура. Примеры из области информатики включают иерархию каталогов, где каждый каталог может содержать файлы или другие каталоги, иерархическую сеть или иерархию классов в объектно-ориентированном программировании.

Таким образом, неврологические уровни являются "иерархическими". То есть каждый уровень иерархии связан с группировками явлений или переживаний из уровня ниже него. Таким образом, система уровней может быть представлена в виде перевернутой древовидной структуры.



Рис.5 Неврологические уровни могут быть представлены в виде ряда упорядоченных группировок в виде перевернутой "древовидной структуры"

Когда мы достигаем уровня "Духовности" и поля, мы можем перевернуть структуру дерева так, чтобы оно простиралось вверх, как ветви дерева. Это иллюстрирует последовательно увеличивающиеся системы и "полевые струкруры", частью которых мы являемся.




Рис.6 Общая система Нейро-логических уровней

Особенность этой древовидной структуры заключается в том, что Единая идентичность формируется и отражается в определенной группе убеждений и ценностей. Каждое убеждение и ценность, в свою очередь, связаны с определенной группой способностей. Эти возможности связаны с конкретными группами видов поведения, а сами виды поведения в конечном счете связаны с конкретными группами условий окружающей среды.

Для изменения поведения – поведение является главным фокусом внимания. Внутренние представления о поведении значимы ровно настолько, насколько они поддерживают поведение.

Для изменения уровня возможностей основное внимание надо уделять внутренним представлениям об этих возможностях. Поведение актуально лишь тогда, когда оно поддерживает образование или развитие внутренних представлений. После того, как внутренние представления сформированы, поведение может быть обобщено.

Для изменений на уровне убеждений и ценностей необходимо фокусироваться на отношениях между внутренними представлениями о чем-либо. Содержание представлений гораздо менее важно, чем их субмодальные качества. Вот почему изменение субмодальностей вызывает такие значительные изменения в реакциях. (Изменения в субмодальностях, т. е., делая изображение больше, меньше, более красочным, неподвижным или движущимся и т. д. можно провоцировать такие реакции "приближения/избегания", как страх, удовольствие, желание и т. д.)

Для изменений на уровне идентичности необходимо фокусироваться на отношениях между убеждениями и ценностями, которые составляют систему убеждений человека.

Изменение в духовности происходит из набора идентичностей, которые составляют «поле».


Автор: Роберт Б. Дилтс

_________________________

Часть 1 (начало) здесь

Часть 3 (окончание) здесь



Заказать обратный звонок

*

* - обязательные поля