ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ 1

Логические уровни. Краткая история. Часть 1

Понятие логических уровней относится к тому, что одни процессы и явления создаются отношениями между другими процессами и явлениями. Любая человеческая деятельность — это подсистема, встроенная в другую систему, которая встроена в другую систему и так далее. Такое взаимодействие между системами порождает различные уровни процессов, по отношению к системе, в которой она функционирует. Структура нашего мозга, язык и социальные системы образуют естественные иерархии или уровни процессов.

В качестве простого примера рассмотрим скорость изменения, или просто "скорость" автомобиля. Скорость — это функция от того, какое расстояние автомобиль проедет за определенное время (например, 10 миль в час). Таким образом, скорость — это отношение между расстоянием и временем. Можно сказать, что скорость автомобиля при движении из гаража на дорогу находится на другом уровне, чем просто у автомобиля, гаража, шоссе или часов, потому что скорость — это свойство отношений между ними (и не существует без них).

Точно так же "прибыльность" компании находится на другом уровне, чем механизм, используемый этой компанией; и идея находится на другом уровне, чем нейроны в мозге, которые производят эту идею.



Рис.1 Идея находится на другом уровне, чем конкретные нейроны в мозге, которые производят эту идею



Логические уровни обучения и изменения

Концепция логических уровней обучения и изменения была первоначально сформулирована как механизм в поведенческих науках антропологом Грегори Бейтсоном, который основывался на работах Бертрана Рассела в области логики и математики. Бейтсон выделил четыре основных уровня обучения и изменения – каждый уровень охватывает и организует элементы с уровня ниже него, и каждый из них оказывает значительную степень воздействия на человека, организм или систему.

Термин логические уровни, как я использовал его в НЛП, был адаптирован из работ Бейтсона и относится к иерархии уровней процессов внутри отдельного человека или группы. Функция каждого уровня состоит в том, чтобы синтезировать, организовывать и направлять взаимодействия на уровне ниже него (закон пирамиды). Изменение чего-либо на верхнем уровне обязательно будет "проецироваться" вниз, вызывая изменения на более низких уровнях. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно, повлиять на верхние уровни. Эти уровни включают (по порядку от самого высокого до самого низкого): (1) идентичность, (2) убеждения и ценности, (3) способности, (4) поведение и (5) окружение. Шестой уровень, называемый "духовным", может быть определен как тип "связывающего поля", которое включает в себя несколько идентичностей, образуя ощущение того, что он является членом более крупной системы за пределами своей индивидуальной идентичности.


Историческая справка

Впервые я познакомился с понятием различных логических типов и уровней обучения, изменений и общения во время посещения урока экологии разума Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете в Санта-Крузе в 1976 году. Бейтсон (1904-1980), антрополог по образованию, обладал величайшей глубиной и широтой мышления из всех, кого я когда-либо знал. Его лекции охватывали самые разные темы: от теории коммуникации до балийского искусства, от уравнений Максвелла для электромагнитных полей до шизофрении и генетических деформаций в ногах жуков. Однако, его выступления никогда не были бессвязным собранием мыслей или беспорядочной группой идей, как можно было бы предположить из разнообразия тем. Бейтсоновская версия кибернетики и теории систем была способна проникнуть в более глубокую структуру, или "паттерн, который соединяет", все эти темы в единую захватывающую ткань жизни и существования.

Оглядываясь назад, я понимаю, что посещение класса Бейтсона было одним из самых преображающих событий в моей жизни. Я сидел в его классе, слушая его глубокий голос и отчетливый Кембриджский акцент, который звучал для меня как голос мудрости. Для меня он был и остается своего рода "духовным наставником". Мысли, идеи и откровения проникали в мой ум, некоторые из них относились к теме его лекции, а некоторые были из совершенно других областей моей жизни, образования и опыта. Обычно они приходили так быстро, что я даже не успевал их записать. (Именно в классе Бейтсона я впервые встретил будущую жену, Аниту. Обмен мудростью Бейтсона всегда был одной из самых сильных связей между нами.)

Это были "пьянящие" времена, когда НЛП только формировалось. Годом ранее Ричард Бендлер и Джон Гриндер опубликовали свою первую книгу «Структура магии. Том I». Гриндер, также профессор лингвистики из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, показал Бейтсону рукопись книги, в которой описывались языковые паттерны, известные в НЛП как "Метамодель". Бэйтсон был впечатлен этой работой и написал в предисловии: "Джон Гриндер и Ричард Бендлер сделали нечто подобное тому, что мои коллеги и я пытались сделать пятнадцать лет назад. У них есть инструменты, которых у нас не было, или мы не видели, как ими пользоваться. Им удалось превратить лингвистику в основу теории психотерапии и одновременно в инструмент психотерапии. Они показали особенности лингвистики людей, избегающих изменений, и, следовательно, показали путь помощи им в изменении."

Именно после прочтения "Структуры магии" Бейтсон договорился с Бендлером и Гриндером о встрече с Милтоном Эриксоном, давним коллегой и другом, чтобы посмотреть, смогут ли они создать подобную модель сложных коммуникационных паттернов, используемых Эриксоном в его гипнотической и терапевтической работе. Это привело к появлению новых книг и некоторых наиболее плодотворных работ в области НЛП.

Более ранняя работа Бейтсона, на которую он ссылался в своем предисловии к «Структуре магии», была его попытка применить принципы кибернетики и теории коммуникации к психотерапии и пониманию психологической патологии. Под влиянием Норберта Винера (основоположника кибернетики) Бейтсон адаптировал кибернетическое мышление к человеческому общению и взаимодействию, чтобы выработать обобщения о поведении и психических характеристиках индивидов, групп и семей, а также о влияниях, лежащих в основе функциональных и дисфункциональных систем. Идеи Бейтсона дали почву для целого поколения ученых-бихевиористов и психотерапевтов. Такие люди, как Вирджиния Сатир, Мара Селвини Палаццоли, Джей Хейли, Джон Уикленд и другие, применяли формулировки Бейтсона для лечения индивидуальных и семейных проблем.

Одной из центральных идей, введенных Бейтсоном в поведенческие науки, была идея о "логических типах" общения и обучения, которые он назвал "самым важным" критерием "разума" в своей книге "Разум и природа" (1979). Бейтсон вывел понятие различных логических типов коммуникации и обучения из математической теории логических типов Бертрана Рассела, которая утверждает, что класс вещей не может быть членом самого себя. Согласно Бейтсону ("Шаги к экологии разума", с. 202):

Наш подход основан на той части теории коммуникации, которую [Бертран] Рассел назвал теорией логических типов. Центральный тезис этой теории заключается в том, что существует разрыв между классом и его членами. Класс не может быть членом самого себя, и ни один из членов не может быть классом, так как термин, используемый для класса, имеет другой уровень абстракции-другой логический тип-в отличие от терминов, используемых для членов.

Например, класс четных чисел сам по себе также не может быть четным числом. Аналогично, класс кошек не является конкретной кошкой. Точно так же и с физическим объектом "кошка" нельзя обращаться так же, как с классом кошек. (Класс кошек не требует молока и нет кошачьего помета, но члены класса часто это делают.) Другими словами, понятие логических типов различает между конкретной "картой" и "территорией", к которой относится карта; то есть между ментальной "формой" и ее "содержанием".

Применение к процессу обучения

Следующее применение теории логических типов, предложенное Бейтсоном, относится к процессу обучения. В «Логических категориях обучения и общения» (1964) он расширил понятие логического типа для объяснения различных типов и явлений обучения, а также общения. Он определил два основных типа, или уровня, обучения, которые должны учитываться во всех процессах изменения: "обучение I" (обусловленность типа стимул-реакция) и "обучение II", или дейтеро-обучение (обучение распознавать более широкий контекст, в котором происходит стимул, чтобы его значение могло быть правильно интерпретировано). Самый простой пример «обучения II» - это заданное обучение, когда животное становится "опытным", то есть лабораторные животные будут быстрее и быстрее осваивать новые задачи, попадающие в один и тот же класс деятельности. Это связано с изучением классов поведения, а не отдельных изолированных поведений.

Например, животное, обученное условному рефлексу избегания, сможет все быстрее и быстрее осваивать различные типы избегающего поведения. Однако оно будет медленнее осваивать некоторые "ответно" обусловленные формы поведения (например, слюноотделение при звуке колокола), чем другие животные, которые были обучены этому ранее. То есть, они быстро научатся распознавать и держаться подальше от объектов, которые бьют электрическим током, но будут медленнее учиться слюноотделению, в ответ на звонок колокола. С другой стороны, животное, обученное условному рефлексу Павловского типа, быстро научится выделять слюну под новые звуки, цвета и т. д., но будет медленнее учиться избегать электрифицированных объектов.

Бейтсон указывал, что эта способность усваивать паттерны или правила определенного класса обусловливающих процедур является другим "логическим типом" обучения и не функционирует в соответствии с теми же простыми последовательностями стимул-реакция-подкрепление, которые используются для изучения конкретных изолированных форм поведения. Бейтсон отмечал, например, что подкрепление для "исследования" (средство обучения для обучения) у крыс имеет иную природу, чем подкрепление для "тестирования" конкретного объекта (обучающее содержание исследования). Он сообщает (Шаги к экологии разума стр. 282):

. . . вы можете простимулировать крысу (положительно или отрицательно), когда она исследует определенный странный объект, и она будет соответствующим образом учиться подходить к нему или избегать его. Но сама цель разведки состоит в том, чтобы получить информацию о том, к каким объектам следует приближаться или избегать. Поэтому открытие того, что данный объект опасен, является успехом в деле получения информации. Этот успех не будет препятствовать крысе в будущем исследовать другие странные объекты.

Способность исследовать, изучать задачу дискриминации или быть творческим является более высоким уровнем обучения, чем конкретные формы поведения, которые составляют эти способности. И динамика, и правила изменения различны на этом более высоком уровне.

Бейтсон также определил несколько других уровней обучения, каждый из которых отвечает за внесение корректирующих изменений и уточнений в другой класс обучения, на котором он работает.

Нулевое обучение характеризуется специфичным ответом [т. е. наличием определенного поведения в конкретной среде-РД], который может быть правильным или неправильным и не подлежит коррекции.

Обучение I — это изменение специфичности ответа путем коррекции ошибок выбора в рамках набора альтернатив.

Обучение II — это изменение в процессе обучения I, например, корректирующее изменение набора альтернатив, из которых делается выбор, или это изменение последовательности действий.

Обучение III — это изменение в процессе обучения II, например, корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делается выбор. (Steps to an Ecology of Mind p. 293)


Рис.2 "Логические уровни" обучения Бэйтсона

Бейтсон также определил уровень обучения IV, который будет включать изменения в обучении III. То есть обучение IV будет включать изменения в более крупной "системе систем".

Я подробно рассмотрел эту модель в книге "От коуча до Пробудителя" (2003), приведя примеры и упражнение, в которых конкретно применяется каждый из уровней обучения Бейтсона, чтобы помочь кому-то обновить свою "стратегию выживания". (Страницы 266-280)

В главе 6 кратко описываются уровни обучения Бейтсона следующим образом:

Обучение 0 — это не изменение. Оно включает в себя повторяющееся поведение, в котором человек, группа или организация застряли в колее или пойманы "внутри коробки". Например, привычки, сопротивление, инертность.
Обучение I — это постепенное, постепенное изменение. Оно включает в себя внесение коррекций и адаптаций через поведенческую гибкость и растяжку. Хотя эти изменения могут помочь расширить возможности отдельной группы или организации, они по-прежнему "вписываются в рамки" - например, устанавливая и уточняя новые процедуры и возможности.
Обучение II — это быстрые, дискретные изменения. Оно включает в себя мгновенный сдвиг реакции на совершенно иную категорию или класс поведения. Это, по сути, переход от одного типа "коробки" к другому. Например, изменение политики, ценностей или приоритетов.
Обучение III — это эволюционное изменение. Оно характеризуется значительными изменениями, которые выходят за рамки текущей идентичности индивида, группы или организации. Мы могли бы сказать, что они не только находятся вне "коробки", но и вне "здания". Например, переход роли, бренда или идентичности.
Обучение IV — это революционные изменения. Оно включает в себя пробуждение к чему-то совершенно новому, уникальному и преобразующему. На уровне обучения IV человек, группа или организация выходят за пределы коробки, здания и оказываются в новом мире. Например, совершенно новые ответы, технологии или возможности, которые открывают дверь к ранее неизвестным и неизведанным возможностям.
Если использовать компьютерную аналогию, то данные, хранящиеся в компьютере, подобны обучению 0. Они просто находятся там, неизменные, чтобы использоваться снова и снова, какие бы программы ни были запущены на компьютере. Запуск программы проверки орфографии на этих данных был бы похож на обучение I. Программа проверки орфографии вносит корректирующие изменения в определенный набор данных.

Однако, если проверяемые данные — это не текст, а цифры и финансовые показатели, которые необходимо обновить, никакая проверка орфографии не сможет внести соответствующие исправления. Вместо этого пользователь должен будет переключиться на электронную таблицу или какое-либо бухгалтерское программное обеспечение. Получение "из коробки" одной программы и переключение на другую похоже на обучение II.

Иногда компьютер, который он использует, не способен запускать необходимую программу, и необходимо полностью переключить компьютеры или изменить операционные системы. Это было бы похоже на обучение III.

Разработка совершенно нового устройства, такого как программируемая молекулярная вычислительная машина, состоящая из ферментов и молекул ДНК вместо кремниевых микрочипов, была бы подобна обучению IV.

Автор: Роберт Б. Дилтс

_________________________

Часть 2 (продолжение) здесь

Часть 3 (окончание) здесь


Заказать обратный звонок

*

* - обязательные поля