ТРИ ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ

Три позиции восприятия


Понятие позиций восприятия в НЛП первоначально сформулировали Джон Гриндер и Джудит Делозье (1987) как продолжение более ранних концепций НЛП – «референтного индекса» и «метапозиции», а также концепций «двойного» и «тройного» описания Грегори Бейтсона.

По сути, «позиция восприятия» – это определенная точка зрения, с которой мы воспринимаем ситуацию или отношения. Новый код НЛП определяет три базовые позиции, с которых можно воспринимать тот или иной опыт. Первая позиция — когда мы видим что-то собственными глазами, с собственной точки зрения. Вторая позиция — когда мы воспринимаем что-то, «встав на место другого человека». Третья позиция — когда мы отходим на шаг назад и воспринимаем отношения между собой и другим человеком «со стороны», с точки зрения наблюдателя. Позже была добавлена четвертая позиция — ощущение всей системы в целом или «поля отношений» (переживание коллективного «мы»), возникающее в результате синтеза трех других позиций.

Основа для разных позиций восприятия – тот факт, что опыт, связанный с отношениями, всегда предполагает, что в цикле коммуникации (communication loop) участвует больше одного человека. Способность осознавать весь цикл коммуникации и поток событий, возникающих в ней, – мощный инструмент, позволяющий и повышать эффективность коммуникации, и достигать в ней экологичных результатов. Если участники коммуникации способны изменить позиции восприятия по отношению к своему взаимодействию, то даже если они не согласны друг с другом, их отношения улучшаются и возникает возможность для сотрудничества в будущем. Такой сдвиг позиций восприятия называется «тройным описанием», потому что в любой момент в цикле коммуникации существует как минимум три разные точки зрения: моя собственная (первая позиция), другого человека (вторая позиция) и взгляд со стороны на отношения этих людей (третья позиция).

Один из самых полезных аспектов определения Гриндера и Делозье состоит в том, что он предлагает практический навык, позволяющий войти в каждую позицию, пережить определенный опыт и связать его с определенными паттернами языка, физиологии и внутренних репрезентаций (три основных оператора в НЛП). Эти паттерны можно суммировать в следующих описаниях.

⃣ Первая позиция: я нахожусь в собственном физическом пространстве, в обычной, привычной позе. Полностью войдя в первую позицию, я использую такие слова, как «я», «мне», «мое», описываю собственные чувства, восприятие и идеи. В первой позиции я воспринимаю отношения и коммуникацию с собственной точки зрения: вижу, слышу, чувствую, ощущаю вкус и запах – переживаю все, что происходит вокруг и внутри меня. Если я действительно нахожусь в первой позиции, то не вижу себя со стороны, а являюсь собой, смотрю на мир собственными глазами, слышу собственными ушами и так далее. Я полностью ассоциирован со своим телом и со своей картой мира.

⃣ Вторая позиция — это способность воспринимать взаимодействие с точки зрения другого человека. (Если в нем участвует больше двух человек, может быть столько же «вторых позиций»). Это временная позиция, она нужна для сбора информации. В ней я встаю на место другого человека, принимаю его позу и воспринимаю мир с его точки зрения. Я вижу, слышу, чувствую, ощущаю вкусы и запахи так, как он; в буквальном смысле встаю на его место. Во второй позиции я воспринимаю мир с точки зрения другого человека, на время принимаю его убеждения, ценности и карту мира. В этой позиции я диссоциируюсь от себя и ассоциируюсь с другим человеком. Я обращаюсь к своей «первой позиции» «ты» (а не «я»), как сделал бы это другой человек. На время принять «вторую позицию» – прекрасный способ оценить, насколько эффективны мои действия на моей стороне цикла коммуникации. (Выходя из второй позиции, важно полностью вернуться в «первую позицию», к самому себе. При этом мы получаем информацию, которая поможет более эффективно общаться в цикле коммуникации.)

⃣ Третья позиция, или позиция «наблюдателя», временно позволяет выйти из цикла коммуникации, чтобы собрать информацию, как будто мы – сторонние наблюдатели, а не участники взаимодействия. Наша поза в этой позиции симметрична и расслаблена. В этой позиции мы видим, слышим и чувствуем, ощущаем вкусы и запахи, связанные с циклом коммуникации, с точки зрения заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Мы видим тех, за кем наблюдаем (в том числе и того, кто выглядит, говорит и действует, как мы сами). Мы диссоциированы от взаимодействия и находимся в чем-то вроде «мета»-позиции. Эта позиция позволяет получить ценную информацию о балансе поведения и расстановке сил в цикле коммуникации. Информацию, собранную в этой позиции, можно внести обратно в первую позицию и вместе с информацией, собранной во второй позиции, использовать для того, чтобы изменить свое состояние, увеличить эффективность взаимодействия и отношений внутри цикла коммуникации.

⃣ Четвертая позиция — это синтез трех остальных точек зрения, создающая ощущение «целостной системы». Она предполагает идентификацию с системой или отношениями, создавая ощущение, что мы – часть коллективного. В четвертой позиции мы ассоциируемся со всей системой, или с «полем», связанным с определенным взаимодействием, воспринимая ситуацию с точки зрения интересов системы. Четвертая позиция – это позиция «мы», и в ней используется множественное число: «мы», «нас» и так далее. Четвертая позиция – важнейший компонент мудрости и экологии.

Эта позиция не входила в первоначальный перечень позиций восприятия НЛП (первая позиция – я; вторая позиция – другой человек; третья позиция – наблюдатель). Но она не менее важна. Она необходима для эффективного лидерства, создания команд и развития группового духа. Как указывает ее название, четвертая позиция включает в себя, охватывает остальные три позиции восприятия. Если мы не способны войти в четвертую позицию, нам трудно почувствовать себя членом группы или сообщества.

Мы входим в четвертую позицию, когда находим более глубокие общие элементы и характеристики, объединяющие и связывающие всех членов группы или системы. Это основание того, что мы называем «групповым разумом». Способность войти в четвертую позицию значительно облегчает управление группой и является ключевой характеристикой визионерского лидерства. Эффективные лидеры способны идентифицировать себя со всей системой, находящейся в поле их влияния.

Роберт Дилтс "НЛП-2: поколение Next "




Заказать обратный звонок

*

* - обязательные поля