Одна из важных вещей и часто непонятных (и соответственно спорных) принципов НЛП есть позитивное намерение. Принцип состоит из того, что на каком-то уровне любое поведение имеет (или когда-то имело) «позитивное намерение». Другими словами, любое поведение служит (или служило) «позитивной цели».
Позитивное намерение «агрессивного» поведения, для примера, часто защита. Позитивное намерение или цель «страха» обычно – желание безопасности. Позитивной целью «гнева» может быть установка (сохранение) границ. «Ненависть» может иметь как позитивную цель мотивацию человека приступить к действию. Позитивные намерения чего-либо похожего на «сопротивление изменению» могло бы определить диапазон исходов, включая желание подтвердить, уважать и почитать прошлое, необходимость защитить самого себя, оставаясь с тем что знакомо, попытка оставить позитивные вещи, которые были когда-то в прошлом, и т.д.
Даже физические симптомы могут служить позитивной целью. НЛП рассматривает симптомы, включая физические, как сообщение о том, что что-то не функционирует соответствующе. Физические симпомы часто сигнализируют людям о каком-то нарушении баланса. Случается, физические симтомы даже являются знаком того, что что-то исцеляется.
Иногда соответствующее проблемное поведение или симптом может даже служить множественным позитивным намерениям. Я работал с людьми которые хотели, например, оставить курение, и кто-то обнаружил что это служило многим позитивным намерениям. Они курили утром для того, чтобы «встать». Они курили днем для того, что-бы «снизить стресс», «сконцентрироваться» и – пародоксально – «вспомнить как дышать». Они курили ночью для того, что-бы «расслабиться». Часто курение служило для того, что-бы «обернуть» или сделать туманными негативные эмоции. Возможно наиболее важно, что курение было той вещью, которую они делали «для себя», и оно было некоторым наслаждением в их жизни.
Другой базовый принцип НЛП, родственный чем-то позитивному намерению, – это полезность отделять «цель» от «образа поведения» – т.е. отделить позитивное намерение, функцию, убеждение, т.е. то что производит поведение от самого поведения. Другими словами, более почтительно, экологично и продуктивно реагировать на «глубинную структуру», чем на поверхностное выражение проблематичного поведения. Последствием комбинирования этого принципа с принципом позитивного намерения для того, что-бы изменить поведение или установить достижимые альтернативы, будет новый выбор, который должен каким-либо путем удовлетворить позитивную цель предыдущего поведения. Когда позитивные намерения, или цели, проблемного состояния или симптома не удовлетворены, то, иронически выражаясь, даже «нормальные» или «желаемые» поведения могут производить такие же проблемные или патологические результаты. Человек, который пытается остановить, для примера, агрессивность, но не имеет другого пути защитить себя, меняет одно множество проблем на другое. Оставляя курение без нахождения альтернатив для всех важных целей, которым оно служило, может привести человека к ужасным новым проблемам.
Следуя другому базовому принципу НЛП – присоединению и ведению – эффективное изменение будет сначала присоединятся, узнавая позитивное намерение за существующим поведением, а затем вести, помогая индивиду расширить его или ее карту мира, что-бы найти более соответствующие выборы для удачного достижения этих позитивных намерений. Эти выборы должны позволять человеку сохранять позитивное намерение или цель различными способами. Это именно то, что пытаются выполнить различные НЛП-техники «рефрейминга» .
Понятие «позитивное намерение» более филосовское чем научное. Это не может быть доказано.В действительности принцип позитивного намерения пришел не из религии или романтического идеализма, а скорее всего из научной дисциплины – теории систем. Фундаментальная предпосылка принципа позитивного намерения – это то, что системы (особенно самоорганизующиеся или «кибернетические» системы) перемещаются в направлении к адаптации. Т.е. существует встроенная тенденция оптимизировать некоторые важные элементы в системе или сохранять систему в балансе. Таким образом, конечная цель всех действий, ответов или поведений внутри системы есть «адаптация», или – конечная цель, которая была адаптивной, дала контекст, в котором эти поведения были изначально установлены.
Если люди, возможно, имеют позитивные намерения, то почему они делают такие плохие вещи?Общая мудрость что «дорога в ад вымощена благими намерениями» предполагает, что хорошее намерение не гарантирует хорошее поведение. Люди, которые имеют хорошие намерения, делают плохие вещи, потому что имеют ограниченную карту мира. Проблемы всплывают когда, человеческая карта мира с хорошими намерениями предоставляет только несколько выборов для удовлетворения этих намерений.
Неприятие того, что поведение, исходящее из позитивного намерения, является нормальным?Факт, что некоторое действие или симптом может иметь за собой позитивное намерение, не оправдывает поведение и не делает его принятым или «OK». Предпочтительней думать, что принцип позитивного намерения формулирует необходимое для того, что-бы можно было постоянно изменять поведение или разрешать симптом или сопротивление. Принцип позитивного намерения обращается к предметам «изменения», «лечения» или «экологии», больше к «моральности» или «юридическому праву». Оно больше направлено на будущее, чем на прошлое. Принцип позитивного намерения только утверждает, что лечение или «ассоциативная коррекция» включает в себя добавление новых выборов в индивидуальную модель мира. Эти новые выборы должны удовлетворять позитивное намерение или цель, которую индивидуальность (сознательно или бессознательно) пытается осуществить, но не иметь негативных или патологических последствий проблемного поведения или симптома.
Что, если я не могу найти какое-либо позитивное намерение в прошлом?В некоторых ситуациях позитивная функция симтома или поведения – это не часть начального обстоятельства, но она была установлена позднее как вторичная выгода. Например, человек не имеет намерения стать физически больным, но получает много внимания и помощи от других, когда он или она становятся больными. Это внимание или помощь как позитив, который дает болезнь, может стать вторичной выгодой – показывать области дисбаланса в «нормальной» жизни человека, на которые необходимо обратить внимание. Если с ними поступают неадекватно, то человеку может понравиться повторять рецидивы.
Но когда я даю людям знать о действительно хороших альтернативах, они не всегда принимают их.Важно помнить в этой точке, что есть тонкие, но значительные различия между «альтернативой» и «выбором». «Альтернатива» находится вне человека. «Выбор» – это альтернатива, которая становиться частью человеческой карты. Личности может быть дано много параметров или альтернатив, которые не имеют выбора. Выбор включает в себя возможность иметь способность и контекстуальные намеки, которые помогут внутренне выбрать наиболее соответствующие параметры.
Что можно сказать о том, когда кто-то допускает, что он или она имеют другие выборы, но все еще делают те же вещи?Что часто смущает людей в принципе позитивного намерения, это то, что им кажется, что человеку «следует знать лучше». Они будут иметь разум или зрелость, что-бы употребить другие альтернативы для достижения их желаемых намерений. Это не является необычным для людей – говорить опять и опять, что они осознают, что нечто не хорошо для них или достижения того, что они действительно хотят или намереваются сделать, но все еще упорствуют в поведении.
Степень воздействия конкретной "части " зависит от "уровня ", на котором она была сформирована. Некоторые части находятся скорее на уровне возможностей: "творческая " часть, "логическая " часть, "интуитивная " часть. Другие части более на уровне убеждений или ценностей: такие как часть, которая "ценит здоровье более чем благополучие " или часть, которая "верит, что семья более важна чем карьера ". Другие могут быть на уровне идентичности: такие как часть, которая "взрослая " в противоположность части, которая "ребенок ".
Различные части могут иметь различные намерения, цели или способности, которые могут или не могут быть связаны с целями других частей человека и ее или его нормальным состоянием сознания. Таким образом, в то время как одна часть человека может понимать что-то, другая может не понимать. Одна часть человека может верить, что что-то важно в то время как другая может верить, что это несущественно. Как результат индивидуальность может иметь различные части с различными намерениями. Эти намерения могут входит в конфликт друг с другом или вести к поведениям которые кажутся странными или иррациональными другим или даже части собственного сознания человека.
Другими словами, факт, что "нормальное сознание " человека признает другие выбоы, не означает что "вторичное сознание ", которое начало поведение, понимает или признает эти выборы. Симптом только тогда полностью "рефреймирован ", когда часть человека, которая генерирует проблемный ответ, идентифицирована, позитивное намерение за ответом понято и признано, и когда другие эффективные выборы достижения позитивного намерения были приняты частью (конкретные модели того как проводить такую коммуникацию были детализированы во множестве книг по НЛП, включая "Корни НЛП ", "Из лягушек в принцы ", "Решения ", "НЛП. Часть 1 ", "Рефрейминг ")
Вы говорите, что нет такой вещи как "зло "?
Понятие "зло " это определенно древнее понятие. Однако, можно этому удивиться, оно не всегда существовало как важная часть человеческого сознания. В своей книге "The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind (1976) ", Джулиан Джейнс указал, что ссылки на концепцию "зла " не повлялись в древних рукописях и артифактах (Греция, Египет или Небреф) до 1200 до н.э. Соответствуя Джейнсу, для того, чтобы идея "зла " появилась, поведение людей должно было стать воспринимаемым как достаточно диссоциированное от воли различных богов, которые контролировали их, для того чтобы люди имели свою собственную "свободную волю ". Это началось только с появилением продолжающихся взаимодействий между людьми различных культур, и рождению результирующего убеждения, что различия в поведениях людей пришли из их собственных мыслей и желаний, так что появились идеи "лжи " и "зла ". Без индивидуального сознания и желания не может быть намерения позитивного или негативного. Может показаться, что исторически концепция зла возникла вне нашей попытки понять и прийти к определениям с помощью нашего собственного внутреннего программирования.
Даже с самых ранних времен, однако, "зло " было ассоциированно с "темнотой ", а "хорошее " было ассоциировано со "светом ". Деструктивное и злое поведение пришло из "темноты ". Любящее и здоровое поведение пришло из "света ". Эта метафора очень хорошо включается в понятие хорошего намерения. Позитивные намерения похожи на свет. Их цель приносит свет и тепло в мир. Симптомы и проблемное поведение появились из темноты места которых свет не может достичь.
Очень важно помнить, однако, что "мрак " не "насилие ", это просто отсутствие света. Свет может светить в темноте, но темнота не может "светить " во свете. Таким образом, отношение между светом и тенью которую он отбрасывает, это не борьба между противоборствующими силами.
Что мешает свету? Как можно дать немного света туда, где он необходим?
С перспективы НЛП, "темнота " приходит из узкой карты мира или из чего-то в модели мира, что мешает "свету " позитивного намерения и отбрасывает тень. Изменение приходит из "расширения отверстия " карты мира человека или нахождения и преобазования препятствий в свет не с помощью нападения на тень. В соответствии с НЛП, препятствия свету приходят из оганиченных убеждений или "через вирусы " в наших ментальных картах мира. Типично, эти препятствия приходят как убеждения или предположения, которые становятся в опозицию базовым пресубпозициям НЛП.
Для примера, обдумайте как легко создать конфликт или насилие, если принять следующие убеждения: "Есть только одна реальная карта мира Я/Мы имеем нормальную карту мира. Их намерения негативны они хотят навредить нам. Они неспособны изменяться Я/Мы пытались все что Я/Мы могу/можем. Они не часть нашей системы они сильно отличаются от нас. "
Эти убеждения, взятые вместе, имеются, без сомнения, в сердце каждого зверства, которое было совершено в человеческой истории. Фундаментальный "свет " и излечивающая способность НЛП приходит из его обязательства выдвигать другое множество пресубпозиций: "Мы система которая является частью большей системы. Эта система фундаментально направляет к здоровью и адаптации. Мы в конце концов мотивируемся позитивными намерениями. Наши карты мира, однако, ограничены и не всегда обеспечиват нам все возможные выборы. Но мы способны изменяться, и мы можем создать подходящий выбор поведений, мы будем автоматически делать его. Результат это то, что может расширять модель мира, чтобы включить другие выборы и возможности для защиты, мудрости и помощи другим в делание чеголибо хорошо. "
перевод Вячеслав Войтович