Концепция
Часто бывает нелегко принять решение, сделать выбор. При этом мы испытываем растерянность; колеблемся между да и нет, мечемся между двумя альтернативными вариантами. Как правило, большинству из нас труднее всего «почувствоваться» удачный выбор или принять решение без визуального сравнения разных возможностей.
Однако процесс принятия решений предполагает использование наших репрезентаций и фреймов, и поэтому результат тем лучше, чем более адекватные репрезентативные и сенсорные системы принимают в нем участие и чем оптимальнее порядок их подключения.
С лингвистической точки зрения слово решение происходит от глагола решать; мы решаем, какой из альтернативных вариантов нам выбрать. Однако переключение между ними заставляет нас подняться на более высокий «логический уровень», иными словами, занять мета-позицию, чтобы расширить свой взгляд на ситуацию. Это значит, что нам необходимо использовать мета-уровни или мета-состояния. Предлагаемый паттерн предназначен для того, чтобы повысить качество принимаемых нами решений.
Техника принятия решений в НЛП. Описание.
1. Определите область, в которой вам нужно принять решение.
- Какое решение вы хотите или должны принять?
-
К какой сфере относится это решение и каковы альтернативные варианты?
-
Какого результата вы хотели бы достичь, приняв решение?
-
Хорошо ли сформулирован этот результат?
-
Готовы ли вы использовать паттерн хорошо сформированных результатов, чтобы его сформировать?
2. Получите визуальный доступ к одной из возможностей.
- Прежде всего представьте себе один из вариантов решения и связанные с ним последствия.(Предлагая это клиенту, укажите жестом вправо от него и проследите, чтобы его взгляд последовал за вами.)
-
Видите ли вы эту возможность? Насколько ясно вы ее видите?
3. Сделайте мета-комментарий по поводу этого варианта.
- Какие мысли приходят вам в голову, какие чувства вы испытываете, когда думаете об этой возможности?
-
Какое впечатление производит на вас этот вариант? Что вы о нем думаете?
-
Насколько он согласуется с вашими ценностями, убеждениями, представлениями и т. д.?(Задавая эти вопросы, укажите жестом вниз и вправо, когда хотите вызвать у клиента чувства, или вверх, когда надо направить его внимание на мета-позицию, где формируются концептуальные обобщения.)
4. Получите доступ к кинестетической реакции.
- Насколько сильно ощущение, что вам нравится этот вариант, что он вам подходит?
-
Что вы чувствуете в связи с этим?
5. Получите доступ к другой визуальной репрезентации, сделайте мета-комментарий и вызовите вторую кинестетическую реакцию.
- Выясните реакции клиента на второй, третий и последующие варианты решений.
-
Как вы визуально репрезентируете вторую возможность решения, которую вы могли бы выбрать? Что вы думаете о ней? Что вы чувствуете по ее поводу?
-
Повторяйте этот процесс, пока не рассмотрите все значимые варианты — до тех пор, пока они не будут исчерпаны.
6. Сделайте шаг назад от всех ваших возможностей, чтобы выбрать наилучшую.
- На основании каких критериев вы будете выбирать решение из всех возможностей, которые вы рассматриваете, поднявшись в мета-позицию по отношению к ним?
-
Ранжировали ли вы критерии выбора по степени приоритетности?
-
Готовы ли вы сейчас выбрать вариант, удовлетворяющий большинству критериев? Тогда сделайте это.
7. Произведите подстройку под будущее.
Выбрав наиболее предпочтительный вариант, войдите в него и представьте себе, что используете его в будущем.
- Что вы чувствуете?
-
Полностью ли вы гармонизированы с ним?
-
Возражает ли какая-либо часть вас против этого выбора?
-
Удалось ли вам согласовать эти возражения с выбранным вариантом?
-
Какую цену вы заплатите за свой выбор?
-
Какую цену вы готовы были бы заплатить за другой выбор?
8. Устранение неполадок в процессе.
Если ни одно решение вас не устраивает, войдите в контакт со своей творческой частью, чтобы выработать новые варианты.