КАК НАУЧИТЬСЯ ИЗВЛЕКАТЬ ПОЛЬЗУ ИЗ КРИТИКИ

Как научиться извлекать пользу из критики

Каждый из нас время от времени подвергается критике со стороны окружающих, и то, как мы на нее реагируем, значительно влияет на нашу жизнь, обогащая нас или повергая в депрессию. Очень легко «отнести все на личный счет», когда кто-то критикует наши действия, или преувеличить значение критики. В этой главе вы познакомитесь с процессом, который помог многим людям научиться правильно реагировать на критику.

Ренди, преподаватель колледжа, заметил, что любая критика вызывает в нем раздражение. Он рассказал, что обычно ему удается найти способ, позволяющий избежать критики.

— На работе я добился такого профессионального положения, что лишь немногие могут меня критиковать. Но моя жена не обращает внимания на мои заслуги, она чрезмерно критична. Вся критика, которой я подвергаюсь дома, огорчает меня. Она приводит нас к ссорам. У меня такое чувство, что жена нападает на меня, а она говорит, что я не слушаю ее, в то время как она хочет сказать мне что-то важное. Я надеялся, что она придет к вам, и вы поможете ей стать более тактичной, но она не захотела. Я пришел к вам с надеждой на помощь.

Прежде всего я должен был переключить внимание Ренди на что-то приятное. Возможно, он прав, осуждая свою жену за чрезмерную критичность, возможно, ей было бы полезно стать более тактичной. Однако, несмотря на отказ его жены испробовать другие альтернативы поведения, существует Ренди, способный выиграть очень многое, обретя иную реакцию на жену. Если бы Ренди мог выслушивать свою жену, не принимая ее слова на свой счет, он бы не только чувствовал себя лучше, но и относился бы благосклоннее к ее недостаткам.

Самое первое, что мы смоделировали несколько лет назад, это то, как отдельные люди способны правильно реагировать на критику, в то время как другие настолько огорчены ею, что находятся на грани ссоры. Когда мы изучали людей, правильно реагирующих на критику, мы были очень внимательны при их отборе.

Мы искали людей, которые считают, что критика несет в себе определенную долю полезной информации. Нам не подходили и те люди, которые сохраняли хорошее настроение благодаря игнорированию критики. Мы хотели помочь людям чувствовать себя хорошо, используя то ценное, что несет в себе критика. Для наблюдения мы выбирали людей, которые благожелательно и с симпатией относятся к тем, кто их критикует.

Есть люди, способные сохранить чувство собственного достоинства, только переходя в «контратаку». Они хорошо переносят критику, при этом они оскорбляют к унижают другого человека. Человек, переходящий в контратаку, обычно не извлекает пользы из критики, он просто отклоняется от нее. Однако даже острая критика может пойти на пользу, если мы поступаем гибко и ищем ответ на вопрос; «Чему я могу научиться благодаря этому?»

Мы обнаружили, что ключевым различием между людьми, хорошо переносящими критику, и теми, кто чувствует себя после нее опустошенным, является то, каким они видят значение критики. Люди, остававшиеся спокойными, видели себя со стороны выполняющими то, что вызвало критику. Критика была для них где-то «вне настоящего», где-то «вдалеке». И оттуда, издалека, им было легче спокойно оценить критику, решить, что на их взгляд является более полезным и как следует поступить в ответ на критику.

Те, кого критика приводила в отчаяние, «принимали ее близко к сердцу». Многие люди образно представляли, что отрицательный смысл критики вонзается им прямо в грудь, как стрела или темный луч.

Вся эта информация позволила нам создать легкую в овладении «Стратегию реагирования на критику». Стратегия оказалась полезной многим, и мы решили, что она поможет и в случае с Ренди.

— Я догадываюсь, Ренди, что иногда критика со стороны вашей жены звучит не очень приятно. Я знаю, что человеку, вынужденному выслушивать много критики в свой адрес, приходится нелегко, она его раздражает. Хотели бы вы чувствовать себя уверенно независимо от того, каким голосом разговаривает с вами ваша жена, показывает ли она на вас при этом пальцем и т. д.?

— Конечно, если это возможно. После этого мы провели Ренди через «Стратегию реагирования на критику», которую мы опишем позднее. В конце занятия, когда мы попросили Ренди представить критику жены, он вел себя совершенно иначе.

Когда мы встретились с Ренди спустя несколько месяцев, он был очень доволен результатами. «Я сразу же почувствовал разницу, — сказал Ренди. — Когда я вернулся домой после нашей встречи, моя жена сразу же стала жаловаться, что я задержался, что я не поставил ее в известность о своем расписании и это помешало ей распланировать свой день. Ранее я бы просто почувствовал себя плохо. Но на этот раз я подумал и решил, что критика содержит долю истины и я должен буду учесть это в следующий раз. Жена была удивлена, когда я спросил ее, что в моем расписании ее интересует. Ваша стратегия оказалась настолько действенной, что я научил ей нескольких своих учеников. Я думаю, что она пригодится многим людям. Я так же заметил, что теперь жена критикует меня как-то добрее. Я не знаю, то ли я ее слышу как-то иначе, то ли действительно все изменилось, но все это теперь выглядит очень мило». Ренди заметил то, что замечают многие люди, приобретшие новые личные альтернативы: внезапно наши окружающие начинают казаться нам более разумными и гибкими. Многие люди отмечают после этого, что им стало легче общаться с родителями, друзьями и коллегами. Совсем не обязательно, чтобы так происходило всегда, но довольно часто случается, что люди, окружающие человека, тоже начинают реагировать на все более позитивно.

Андреас Коннира "Сердце разума. Практическое использование методов НЛП"


Заказать обратный звонок

*

* - обязательные поля